О метане

БЕЗОПАСНОСТЬ

Метан нетоксичен и не опасен для здоровья человека. В сравнении с другими видами топлива, метан обладает более высокой точкой возгорания. Температура самовозгорания метана (595°C) в два раза превышает температуру самовозгорания жидких горючих материалов, плотность горения (5%) намного превышает характеристики бензина (1%) и дизельного топлива (0,5%). Данные свойства способствуют значительному уменьшению риска возникновения пожара. Метан - газообразное вещество, обладающее низкой плотностью относительно воздуха (воздух = 1.29 кг/м3; метан = 0,7172кг/м3), поэтому в случае утечки метан поднимается, распределяясь в атмосфере, не застаивается над поверхностью земли, образуя места с опасным уровнем концентрации.

При использовании метана не требуется добавления предотвращающих взрыв веществ. Октановое число метана превышает число бензина и достигает 120-125 (октановое число измеряет сопротивляемость вещества взрыву, которая необходима для избегания ситуации, когда зажигание смеси вызывает не просто сжигание внутри цилиндра, а провоцирует взрыв).

Своим первым и немало важным преимуществом природного газа есть экологическая безопасность для окружающей среды и природы в целом. При сгорании газа в двигатели в атмосферу выделяется С2 и Н2О - это природные неагрессивные химические элементы: вода и углекислотный газ.

Плюсы при использовании метана.

Экологичность - при использовании метана полностью отсутствуют выбросы токсичных соединений свинца и ароматических соединений, в разы сокращаются выбросы СО, СН, окислов азота, в три раза снижается дымность выхлопа. Автомобили с установленным метановым ГБО при прохождении техосмотра освобождены от прохождения экологического контроля.

Экономичность - немаловажный фактор при принятии решения об установке метанового ГБО. Стоимость метана в два раза ниже стоимости 92 бензина. В среднем, экономия при эксплуатации переоборудованной ГАЗели, составляет 150 000 руб. в год. И чем интенсивнее эксплуатируется автомобиль - тем выше экономический эффект.

Безопасность - как это ни покажется странным, но метан - наиболее безопасный вид топлива (по сравнению с бензином или пропан-бутаном). Метан легче воздуха и при утечке быстро улетучивается, не образуя взрывоопасной смеси. Кроме того, нижний предел воспламенения смеси метана с воздухом - 5%, в отличие сжиженного газа, где он составляет примерно 2%.

Продление ресурса двигателя в 1,5 - 2 раза - метан, как и пропан-бутан, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров двигателя, что обеспечивает отличную смазку деталей поршневой группы. Кроме того, метан в отличие от бензина не содержит присадок, окисляющих само масло, что положительно сказывается на ресурсе и стабильности характеристик моторного масла. Также примерно на четверть продлевается жизнь свечей зажигания.

Каким бывает метан для автомобилей

 В качестве топлива для автотранспорта возможно использовать природный газ в двух видах: сжатом (компримированном) и сжиженном. В России эти виды топлива соответственно сокращенно классифицируются как КПГ (компримированный природный газ) и СПГ (сжиженный природный газ), в международной классификации CNG и LNG. 

В России в качестве автомобильного топлива сегодня широко используется только КПГ (CNG), именно об этом виде топлива и пойдет речь в данной статье. СПГ (LNG) для России – топливо ближайшего будущего, оно будет распространяться по территории страны вместе с появлением соответствующих заправочных станций, которых на сегодняшний день в нашей стране лишь несколько и они не специализируются на заправке автотранспорта.

Заправка автомобилей КПГ осуществляется АГНКС. 

Ключевые преимущества метана

 За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. 

В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности

Основными причинами столь стремительного роста являются: 

- Экономические преимущества;

- Экологические показатели;

- Безопасность.

Экономика

 Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются.  

Помимо стоимости, важным конкурентным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. Этот факт в последние время по достоинству оценили предприниматели, которые уже используют метан на своем автотранспорте. При росте цен на бензин, а главное, периодически возникающем дефиците топлива на АЗС, автобусы на метане не испытывают никаких проблем ни с ценой ни с наличием топлива. Причина в том, что метан – это трубопроводный газ, который поступает к АГНКС по трубопроводу. А в трубопроводе газ есть всегда.

Кроме того, важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие сибирские владельцы автомобилей, переведенных на другой газ, используемый как автомобильное топливо - пропан-бутан или сжиженный углеводородный газ (СУГ) - сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27 градусов по Цельсию руководство заправочных станций вывешивало обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры. Метану низкие температуры не страшны.

Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в "бак" автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, т.е. сложные химические процессы отсутствуют как таковые.

Переводя эти цифры на «бытовой язык», можно сказать, что при массовом использовании метана в качестве моторного топлива жители городов России станут меньше болеть, значительно меньше тратить денег на лекарства, больше зарабатывать, дольше жить, увеличивать свой доход и в итоге благосостояние всей страны. 

Сегодня считать, что «экология – это дорого и поэтому не актуально» уже просто нельзя. Дорого и не актуально – как раз продолжать жить по-старому, дряхлея и умирая значительно раньше отведенного времени.  Именно поэтому во многих мегаполисах мира большинство автобусов и 

Основные потребители метана – это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего – это автобусы и коммунально-дорожная техника.

Стоимость и окупаемость газовых автомобилей

 Необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25%, по грузовикам и спецтехнике от 15 до 80%.

В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 20-25%, а вот спецтехника более доступна, удорожание которой составляет от 10 до 30 %.

С учетом того, что практически во всех странах мира газификация автотранспорта является государственной политикой, дополнительные затраты покупателям газовых автомобилей компенсируются различными способами и в разной степени. В России на сегодняшний день единственным аргументом для потребителя в пользу природного газа как моторного топлива является его стоимость, которая в три раз меньше цены дизельного топлива. 

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации дохода на 1,6 миллиона рублей больше. Это, как говорится, «деньги из воздуха», которые можно потратить на решение актуальных задач.