Общие инструкции

Эксплуатация автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ)

    В настоящее время в нашей стране в эксплуатации находятся легковые и грузовые автомобили и автобусы малой вместительности а также грузовые автомобили и автобусы большой и особо большой вместимости, в том числе газодизельные, работающие на компримированном природном газе (КПГ), чаще называемом сжатым природным газом.

Техническая эксплуатация автомобилей, переоборудованных для работы на компримированном газе, требует большего внимания из-за высокого давления в баллонах, равного 20 МПа.

При эксплуатации ГБА должны иметь:

- акты о переоборудовании для работы на газообразном топливе, выданные сертифицированными Госстандартом РФ организациями, выполняющими данные работы;

- документы на газовые баллоны с указанием последней даты проверки их герметичности и освидетельствования, выдаваемые специализированными и сертифицированными предприятиями.

Освидетельствование газовых баллонов для  сжатого газа — один раз в три года.

Хранение ГБА осуществляется преимущественно открытым способом при закрытых расходных вентилях на газовых баллонах выработанном из магистрального трубопровода газе.

Аналогичные действия выполняются при хранении легковых автомобилей в закрытых помещениях.

В автотранспортных организациях закрытые стоянки для ГБА оборудуются специальными средствами контроля концентрации газа в помещении, проводкой электрических проводов во взрывоопасном исполнении и средствами пожаротушения.

Пуск двигателя газобаллонного автомобиля в теплый и переходный период года не отличается от пуска на бензине или дизельном топливе. При отрицательных температурах пуск двигателя на газе становится затрудненным. Именно по этой причине в зимний период эксплуатации рекомендуется заводить и глушить двигатель на бензине. Для обеспечения холодного пуска на газообразном топливе применяются различные способы предпускового подогрева двигателя.

Заправка ГБА сжатым природным газом в основном осуществляется на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) до давления в баллонах автомобиля 20 МПа. В процессе заправки газ проходит осушку, и его необходимо охлаждать. Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на КПГ показывает, что при недостаточном охлаждении газа в процессе заправки его давлении в заправленных баллонах снижается на 7... 10 %, что равноценно недозаправке автомобиля.

Основные неисправности ГБА связаны с нарушением герметичности газовой системы питания и утечкой газа, разрегулировками и повреждениями в редукторах и дозаторах топлива, неисправностями топливных и газовых клапанов, засорением газового фильтра, нарушениями в электрических цепях и вакуумных магистралях.Нарушение герметичности происходит в местах крепления на газовом баллоне мультиклапана, заправочного и расходного вентилей, в местах соединения трубопровода к редуктору высокого давления и из самого редуктора высокого давления .

Основные отказы и неисправности редуктора высокого давления (РВД) связаны с разрывом мембраны (диафрагмы), негерметичностью клапана редуцирующего узла и соединений корпусных деталей.

Отказы газового клапана связаны с засорением фильтрующего элемента, неплотным закрытием или «зависанием» клапана, обрывом или перегоранием обмотки управления клапаном.

Для обеспечения безопасной и надежной работы ГБА в процессе эксплуатации для них предусмотрены дополнительные операции технического обслуживания.

    При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) осмотром проверяют крепление газовых баллонов и герметичность соединений всей газовой системы. По окончании работы автомобиля при работающем двигателе проверяется герметичность бензиновой системы питания, а после выработки газа и остановки двигателя проверяют герметичность арматуры баллонов и расходных вентилей, крепление газового клапана-фильтра, бензинового клапана, надежность соединения электрических проводов.

Текущий ремонт элементов газового оборудования осуществляется в специальном производственном отделении по ремонту газовой аппаратуры.

 

     Заезд газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ, в производственные помещения АТО должен осуществляться на бензиновом или дизельном топливе при закрытых расходных вентилях на газовых баллонах. При недостаточном объеме производственного помещения для исключения взрыва газа при возможных утечках его необходимо удалить из баллонов в атмосферу на специально оборудованном в предприятии посту или аккумулировать в другие баллоны в специальном отделении для аккумулирования газа.